П. Г. «Заготавливаем капусту».

Руками имитируем соответствующие движения.

— Мы капусту рубим! (2 раза)            прямыми напряжёнными ладонями имитируем

движения топора: вверх – вниз.

— Мы капусту режем! (2 раза)         энергичные движения прямыми ладонями вперёд

назад.

— Мы капусту солим!                       имитируем: «солим капусту».

 

— Мы капусту жмём! (2 раза)          пальцы энергично сжимаем в кулаки то одновременно

на двух руках, то поочерёдно.

— Мы морковку трём! (2 раза)         пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают

ритмичные движения вверх – вниз по ладоням другой

руки. Затем меняем руки.

 

Пальчиковая гимнастика « Фонарики».

Вариант 1.

Исходное положение: Расположить ладони перед собой, выпрямить и развернуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами: «Фонарики зажглись!», «Фонарики погасли!»

Вариант 2.

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз – два». Затем сопровождать движения ритмичным проговариванием строчек. Сначала медленно, затем ускорить темп.

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

 

 

Физминутки.

На поляну, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился снежок,

Пляшут все снежинки,

Белые снежинки.

 

Физминутки.

Приплыли тучки дождевые:

— Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые!

— Пей, земля, пей!

И деревце склоняясь,

Пьёт, пьёт, пьёт!

А дождь неугомонный,

Льёт, льёт, льёт!

 

Физминутки.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках.

А потом на пятках,

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

 

Физминутки.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

 

Физминутки.

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)

Дождик кап, кап, кап. (касаются стола первым и пятым пальцами, растопыренных

кистей рук).

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох.

Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко.

 

 

 Игры с пальцами. «Тишина и шум»

Пальчиком, пальчиком! Тук – тук – тук – тук!

(Дети стучат сначала по столу указательным пальцем, а затем всеми остальными постепенно).

Ладошкой, ладошкой – хлоп – хлоп – хлоп – хлоп!

Локтями, локтями – стук – стук – стук – стук!

На голову руки по-ло-жи,

Что-то очень важное скорее скажи!

А теперь из пальчиков сделай очки!

Рот закрой и хитро по-мол-чи!

Дети прикладывают палец ко рту, затем поднимают руки вверх, с грохотом опускают их на стол и при этом громко кричат.

 

 

Динь – динь – бом! Ходит кошка с бубенцом!

(дети поворачивают руки ладонями вверх – вниз)

Мыши сразу услыхали. Динь – бом, динь – бом!

Быстро в норку побежали

(кончики пальцев бегут по столу)

Динь – бом, динь – бом! Затворили крепко дверь.

(прячут руки под стол)

Динь – бом, динь – бом!

Не поймаешь их теперь!

Динь – бом, динь – бом!

(дети показывают то кулак, то ладонь).

 

 

  П.Г.      «Моем руки»

1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело!

3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

 

 П.Г.    « Месим тесто»

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

Тесто мнём, мнём, мнём!

Очень энергично сжимаем ручки в кулачки (одновременно и поочерёдно).

Тесто жмём, жмём, жмём!

Пироги мы испечём!

Руками совершаем движения, как – будто лепим снежки.

«Печём блины»

Попеременно касаемся поверхности стола то тыльной стороной, то ладонью, поочередно правой и левой рукой.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

 

П. г. «Пчела»

И. п. Выпрямив указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем.

Вращать указательным пальцем.

Жу – жу — жу, жу – жу – жу,

Над цветами я кружу!

 

П.г. «Коза»

И.п. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и «безымянный – прижать большими пальцами к ладони. Сначала упр. выполняется каждой рукой поочереди.

Вижу у козочки острые рожки.

Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнить упр. двумя руками, изображая козу и козла.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Навстречу ей козёл спешит.

Дорогу уступить велит.

 

«Улитка»

И.п. Указательный, средний и безымянный пальцы прижать к ладони. Большой и мизинец выполняется, то прячутся сначала поочерёдно. Затем двумя вместе. Умей-ка м. попасть по сиголу.

Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

 П. г.   «Сарай»

Пальцы рук соединить под углом – «крыша». Большие пальцы спрятаны под «крышу» и прижаты к ладоням.

Этот домик называется сарай

Кто живёт в сарае?

Ну–ка угадай!

 

«Дом»

  1. пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец положить одной руки выпрямить – это «труба».

Посмотри на дом с трубой

В нём мы будем жить с тобой.

2.   Руки поднять над головой, соединить углом.

Вот стоит огромный дом,

Сто окошек в доме том!

Дом ужасно важный он многоэтажный.

 

П. г.    «Труба»

Исходное положение: руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри.

Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, — получается длинная «труба».

Дом стоит с большой трубой,

В нём мы будем жить с тобой.

Смотрит в высь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

«Три богатыря»

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижат мизинцем к ладони.

Удерживать до счёта 5 – 10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

На поляне у ручья

Три стоят богатыря.

 

П. г.    «Ножницы»

Исходное положение: большой, безымянный пальцы и мизинец прижаты к ладони. Указательный и средний – вытянуть вперёд. Они то расходятся, то сходятся имитируя движение ножниц. Ладони располагаются параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить, следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу,

Научиться шить хочу!

«Колечко»

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.

Выполнять упражнение поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.

На узорное крылечко

Кто–то уронил колечко

И оно с крыльца скатилось,

За ступеньку закатилось,

Дети смотрят там и тут,

Но колечка не найдут.

П. г.    «Кошка»

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать к столу. Повторить 3 – 5 раз.

Кулачок – ладошка.

Я иду как кошка.

Вариант 2 ( усложнённый)

При выполнении упражнения, руки располагаются на столе.

Попеременная смена положений на счёт «раз – два».

«Раз»: левая рука – кулачок, правя – ладошка.

«Два»: левая – ладошка, правая – кулачок.

Повторить несколько раз.

Я весёленькая кошка,

Но царапаюсь немножко.

 

П. г.     «Шарик».

Исходное положение: пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»    раздвигают пальцы.

«Шарик лопнул»       исходное положение.

 

П. г.    «Флажки»

Исходное положение: ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони. Затем поочерёдно менять положения рук. Левая – вверх, правая – вниз; левая – вниз, правая – вверх.

Я флажки в руках держу

И ребятам всем машу!

 

П. г.   «Ёжик»

Исходное положение: сомкнуть ладони. Пальцы выпрямить. Шевелить прямыми пальцами.

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош!

 

«Пароход»

Исходное положение: обе ладони соединины «ковшиком» все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», большие вверх и соеденины – это «труба»

Пароход плывёт по речке

И труба дымит как печка.

 

«Лодочка»

Исходное положение: ладони «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

 

П. г.     «Речка и рыбка»

1. Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

2. Рыбка – И. п. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в            сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостиком.

Рыбка – малютка по реке плывёт,

Рыбка – малютка хвостиком бьёт.

 

«Птичка пьёт водичку»

И. п. Пальцы сложить «щепотью» — это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять голову, пощёлкать «клювом».

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

 

П.г.   «Птенчики в гнезде»

Пальцы правой руки собрать в «щепоть» — это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это «гнездо». Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот – гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

 

«Птичка летит»

(усложнённый вариант)

И.п.  Руки расположены перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова птицы». Остальные пальцы – «крылья» Помахать ими.

Птички прилетели

(помахать «крыльями»)

Сели – посидели,

(прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

 

П. г.    «Деревья»

И. п.   Расположить кисти рук перед собой. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит.         (поворачивать руками из стороны в сторону)

Ветер ветки шевелит.

Дует ветер нам в лицо,      (покачивать руками вниз – вверх, не разгибая пальцы)

Закачалось деревцо.

 

«Корни»

Вариант 1. И. п. Ладони – вниз. Пальцы в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт от 5 до 10. после упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

Высокие красивые деревья здесь растут,

(показать руками деревья)

А корни под землёю для них водичку пьют.

(показать руками «корни»)

Вариант 2. И. п. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

П.г.  «Цветок»

И.п. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. «Цветок» распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

 

«Вилка»

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5 -10.

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.